физическая культура в детском саду

РОЛЬ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач, стоящих перед воспитателем детского сада.
Необходимо постоянно проявлять заботу о создании благоприятных условий для организации двигательной активности детей. Мебель и оборудование в детском саду необходимо размещать так, чтобы была достаточная площадь для бега, игр с мячами и других движений. Дети должны быть обеспечены в достаточном количестве
игрушками и пособиями, стимулирующими двигательную деятельность. Расположение игрушек и пособий также должно быть строго продумано.
Для того чтобы обеспечить своевременное и правильное развитие движений детей, было проведено обследование двигательных умений (диагностика), основных движений и наблюдения за играми детей, их самостоятельной двигательной деятельностью.
Оказалось, что запас двигательных навыков и умений у детей небольшой. Играя, они ходили, бегали, приседали, наклонялись, ползали, подлезали, а такие движения, как лазание, бросание, прыжки, совершали очень немногие и редко. При прокатывании мячей теряли заданное направление, мяч бросали только вниз. В старших группах при метании теннисного мяча вдаль - незнание И.П., не выполнялся замах, при броске не соблюдалось направление.
В играх с прыжками не все дети при подпрыгивании умеют одновременно отрывать ноги от пола. В старших группах – при прыжке в длину с места – невыполнение И.П., замаха, толчка и приземления с сохранением равновесия. При лазании по гимнастической стенке дети нерешительны, боятся спускаться вниз, в старшем дошкольном возрасте-пропускание ступеней, нечередование рук и ног.
Для детей, особенно, младшего и среднего возраста, основной вид деятельности —
игра. Поэтому при составлении плана более эффективно использовать подвижные игры, которые не только стимулируют двигательную деятельность ребенка, но и способствуют развитию, совершенствованию основных движений.
Наиболее приемлемы для малышей игры с простым и доступным сюжетом, а также игровые упражнения, основанные на выполнении конкретных двигательных заданий. Эти задания в играх и игровых упражнениях подбираются с таким расчетом, чтобы они соответствовали возможностям маленьких детей. Прежде всего это такие движения, как ходьба, бег, подпрыгивание, спрыгивание с невысоких предметов, подлезание и ползание. Весь игровой материал распределяется в определенной последовательности, с учетом сложности движений. За основу берётся тот объем игр, который рекомендован программой воспитания для детей младшего дошкольного возраста.
В период освоения малышей с новой обстановкой подвижные игры позволяли научить их играть вместе, дружно, во время бега не наталкиваться друг на друга, ориентироваться в пространстве. Игры, основанные на простых заданиях, такие, как «Бегите ко мне», «Бегите к флажку», «Догони мяч», проводили вначале с небольшой подгруппой (8—10 детей). При такой организации дети чувствовали себя свободнее, увереннее, а воспитателям было легче научить их координации движений.
Постепенно в играх необходимо усложнять задачу. Например, в усложненном варианте игры «Бегите ко мне» дети не просто бежали, а, изображая птичек, машут руками. В игре «Догони мяч» сначала мяч бросает воспитатель, а затем и сами дети.
(Варианты подвижных игр для детей третьего и четвертого года жизни приведены в конце.)
В дальнейшем необходимо подбирать подвижные игры и игровые упражнения таким образом, чтобы они обеспечивали разностороннее развитие движений детей. При планировании игр обязательно учитывать развитие каких двигательных навыков и умений требует особого внимания в данный период.
Так, например, учиться спрыгивать с предметов дети начали в игровом упражнении «Спрыгни на дорожку»: со скамейки спрыгивать на цветную дорожку, сделанную из клеенки. Во втором варианте этого упражнения можно поставить 4 гимнастические скамейки параллельно друг другу на расстоянии метра, постелить дорожки разного цвета. Это даст возможность одновременно учить спрыгивать большое число детей и повторять упражнение от 6 до 10 раз. Затем повторять это движение в подвижных играх «Воробушки и кот», «Воробушки и автомобиль».
Иногда в одном игровом упражнении можно объединить несколько знакомых детям движений. Так, в игровом упражнении «Брось мяч через веревочку» на площадка натянуть шнур ипоставить скамейки. Дети перебрасывают мячи через шнур, а догоняя их, перелезают через скамейки. Таким образом, они выполняют три основных движения: перебрасывают мяч, перелезают через скамейку и бегают. В другом упражнении дети ползают, проползают под дугами и звонят в колокольчик, подпрыгивая на месте.
При обучении действий с мячом первые игровые упражнения проводятся с целью привить детям навыки определенной непринужденности в движениях с мячом. Учить прокатывать мяч друг другу, между предметами, через ворота, попадать мячом в предметы, скатывать мяч по доске. С этой целью используются такие игровые упражнения, как «Прокати мяч». Самое сложное в этом упражнении — не дать мячу укатиться в сторону, вовремя его поймать.
Особенно детям нравятся упражнение «Поймай шарик сачком». По сдвинутым двум столам воспитатель прокатывает шары поочередно каждому ребенку, а они сачком их ловят. Постепенно это упражнение усложняется: одновременно прокатывали не один, а два шарика, а ловит их те дети, которых называет воспитатель. Затем дети ловят шары не сачком, а руками. Иногда воспитатель прокатывает шар не прямо на ребенка, а немного в сторону, что заставляет его сходить с места, протягивать руки к катящемуся шару.
Дети выполняют и такие упражнения, как «Сбей кегли», «Попади в неваляшку», «Скати мяч с горки» и т. д.
Только после того как дети научились свободно действовать в играх с мячом, мы начали их учить бросать и ловить мяч.
Чтобы вызвать интерес к игровым упражнениям, можно изготовить пособия: цветные дуги разной высоты, цветные дорожки разной длины, сачки, лопаточки. Прокатывая шары, дети могут подбирать их по цвету (красные шары прокатывали через красную дугу), по величине (большие мячи прокатывали через высокие дуги), прокатывать мячи по дорожкам разной длины, разного цвета и т. д.
Большое место в работе с детьми занимают сюжетные подвижные игры. В этих играх, наряду с развитием и совершенствованием движений, мы приучаем детей действовать в соответствии с правилами игры.
Выполнение этих задач прежде всего зависит от нас, воспитателей, от того, насколько мы сумем заинтересовать малышей игрой. Поэтому объяснить игру необходимо эмоционально и выразительно и принимать непосредственное участие в игре, проявлять заинтересованность действиями детей. Все это поможет создавать хорошую эмоциональную атмосферу в игре, побуждать детей к активным действиям, вызывать желание повторять движения снова и снова. Выполняя ту или иную роль в игре, мы не только подсказываем, как нужно двигаться, но и показываем образец правильного выполнения движений.
При проведении подвижных игр широко используются такие методические приемы, как показ и объяснение того, как надо выполнять движение. Так, в игре «Мой веселый, звонкий мяч», показывая, как подскакивает мячик, предлагаем детям третьего года жизни подпрыгивать повыше, поощряя при этом малышей, наиболее удачно выполняющих движение.
Требования по качеству выполнения движений с учетом возраста детей. Например, повторяя с детьми четвертого года жизни указанную игру, предлагаем им не только подпрыгивать повыше, но и мягко опускаться на полусогнутые ноги.
Учитывая, что двигательные возможности детей этого возраста больше, в игре предлагаем каждому поупражняться в движениях, стараемся не ограничивать пространство для движений, не сокращать время активных действий, увеличиваем дозировку бега и подпрыгиваний в играх.
Малыши хорошо играют в знакомые подвижные игры. Однако наблюдения показали, что интерес детей к игре, двигательная активность заметно снижаются, если знакомую игру проводить в течение длительного времени в одном и том же варианте, ничего не изменяя. Это обстоятельство заставляет нас более серьезно подходить к варьированию игр.
При разработке вариантов подвижных игр необходимо стараться предусмотреть использование различных пособий и оборудования: шнуров, кубов, обручей, скамеек и т. д., что позволит, с одной стороны, усложнить двигательные задания, с другой — сохранить интерес к их выполнению.
Так, в игре
«Воробушки и автомобиль» дети-воробушки, улетая от автомобиля, занимают гнезда-обручи. Во втором варианте они могли использовать в качестве гнезда любой предмет, приподнятый от земли (встать на скамейку, бревно, на перекладину лесенки и т. д.).
При обучении основным движениям воспитывается у детей умение действовать сообща, слушать воспитателя, начинать и заканчивать действия в соответствии с указаниями.
В результате проведенной работы движения детей заметно улучшаются. В самостоятельной деятельности используются такие движения, как лазание, прыжки, полюбили сюжетные подвижные игры с мячом. Все это позволит повысить двигательную активность детей в самостоятельной деятельности, положительно сказалось на их физическом развитии.
Приведем описание некоторых подвижных игр с прыжками и подпрыгиваниями, используемых в работе с детьми третьего и четвертого года жизни.
«Подпрыгни до воздушного шара».На игровой площадке натянут шнур на расстоянии 3—5 м от земли. К нему привязаны шары так, чтобы они находились выше вытянутых рук ребенка. Воспитатель предлагает детям подпрыгнуть и ударить по шару руками. Высота привязанных шаров регулируется в зависимости от роста детей и их возможностей. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, подпрыгивая, касались шара двумя руками (с целью равномерной нагрузки на мышцы плечевого пояса).
Вариант с усложнением. На шнур можно повесить колокольчики, бабочек (сделанных из бумаги) и др. Воспитатель следит за тем, чтобы дети, подпрыгивая, касались предметов поочередно правой и левой рукой.
«Мой веселый, звонкий мяч». Дети стоят по кругу или полукругом. Воспитатель берет большой мяч, отбивает его рукой и произносит текст:
Мой веселый, звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?
Желтый, красный, голубой,
Не угнаться за тобой!
Затем кладет мяч и предлагает детям попрыгать, «как мяч».
Вновь повторяет стихотворение и делает движение рукой так, как будто отбивает мяч. Закончив читать стихотворение, воспитатель говорит: «Догоню». Дети убегают.
«Угости белку орешком». Белка (игрушка) находится на полочке или сучке дерева, а рядом, чуть выше поднятой руки ребенка, висит корзина. Чтобы угостить белку орешком (положить его в корзину), ребенок должен хорошо подпрыгнуть. Воспитатель следит, чтобы дети отталкивались одновременно двумя ногами и мягко приземлялись. Можно повесить 2—3 корзинки, это даст возможность одновременно выполнять упражнение 2—3 детям. Учитывая рост детей, корзинки можно повесить на разной высоте.«Прыгни через шнур».
На полу протягивают шнур длиной 3—4 м. Дети подходят к шнуру и по сигналу воспитателя перепрыгивают через него.
Можно положить параллельно 5—8 шнуров разного цвета (на расстоянии по 50 см).
«Прыгни в обруч». На полу лежит обруч диаметром 1 м. Детям предлагают подойти к нему ближе и прыгнуть в него, а затем выпрыгнуть из обруча. Упражнение выполняют одновременно 3 человека, повторяют его до 5 раз.
Можно предложить детям после выполнения упражнений походить и побегать вокруг обруча.
«Из обруча в обруч». Плоские обручи (3—4) положены на расстоянии 30 см друг от друга. Дети прыгают на двух ногах друг за другом из обруча в обруч, продвигаясь вперед.«Через ручеек». На полу сделан «ручеек» из клеенки голубого цвета шириной 15—20 см, длиной 2 м. Воспитатель говорит, что ручеек глубокий, поэтому надо прыгнуть дальше, чтобы не намочить ноги. Дети подходят к ручейку и перепрыгивают его, оттолкнувшись сразу двумя ногами.
Воспитатель следит, чтобы они сильнее отталкивались и мягко приземлялись, сгибая колени.
«Прыгай до флажка».
Цветные флажки кладут на стульчики или скамейку. На расстоянии 1—1,5 м от стульчиков протягивается на полу шнур. Дети подходят к шнуру и по сигналу воспитателя прыгают от него на двух ногах, продвигаясь вперед до флажков. Когда дети окажутся у флажков, они должны взять их, помахать ими и положить на место. Обратно возвращаются бегом.
Воспитатель следит, чтобы дети, выполняя прыжки, отталкивались одновременно двумя ногами и мягко приземлялись.
«По ровненькой дорожке».
По дорожкам длиной 2—3 м дети прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед. В конце дорожки каждый берет из коробки мяч, прокатывает его по той же дорожке в обратном направлении и бежит за ним. Если ребенку трудно выполнить упражнение, то не следует требовать, чтобы он обязательно допрыгал до конца дорожки. Для дорожки можно использовать цветные шнуры, гимнастические палки или цветную клеенку.
«Вокруг обруча».
Дети стоят в больших обручах по 2 человека. По сигналу воспитателя они выпрыгивают из обруча и прыгают на двух ногах вокруг него. Каждый ребенок делает до 10 прыжков, постепенно количество прыжков увеличивается до 15. По сигналу воспитателя дети отдыхают в обруче. Упражнение повторяется.
«Спрыгни на дорожку».Дети со скамейки высотой 15 см спрыгивают на цветную дорожку, сделанную из клеенки. На скамейке они стоят свободно, не мешая друг другу. При спрыгивании приземляются мягко на обе ноги.
Вариант с усложнением. Воспитатель ставит 3— 4 гимнастические скамейки параллельно друг другу на расстоянии не менее 1 м, у каждой стелет дорожки разного цвета. Дети поочередно спрыгивают со всех скамеек. Упражнение повторяется от 3 до 5 раз, в зависимости от возможностей детей.
«Спрыгни в обруч». Перед скамейкой положены плоские обручи. На скамейку дети встают соответственно количеству обручей и спрыгивают в них. Воспитатель следит за тем, чтобы дети приземлились мягко на носочки.«С кубика на кубик».С помощью детей воспитатель расставляет по кругу кубы на расстоянии 50—60 см друг от друга. Упражнение выполняют одновременно 2—3 ребенка. Каждый спрыгивает с куба и по кругу переходит к другому кубу, встает на него, опять спрыгивает и т. д.